Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Алтайскому краю
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Зубков В.Н. – главный казначей Отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, «Информирован - значит во

«Информирован - значит вооружен»

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Все учреждения регулярно подвергаются внешнему контролю со стороны различных контрольных (надзорных) органов и органы Федерального казначейства при этом не являются исключением. Поэтому знание своих прав и обязанностей в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля позволяет предотвратить возможность незаконного вмешательства в деятельность учреждения, грамотно составить возражения в отношении акта проверки, обжаловать выданное предписание, отстоять свои права в суде.

Органами государственного контроля (надзора) могут проводиться как плановые, так и внеплановые проверки в форме документарной и (или) выездной проверки. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля ежегодных планов.

Ежегодно контрольные (надзорные) органы направляют проекты планов проведения проверок в органы прокуратуры для их рассмотрения. Органы прокуратуры обобщают утвержденные ежегодные планы проведения проверок контрольных (надзорных) органов и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Сформированный ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, равно как и ежегодные утвержденные планы проведения проверок органов государственного контроля (надзора) размещаются на их официальных сайтах.

Отделом внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю регулярно проводится мониторинг сайтов органов государственного контроля (надзора) с целью получения информации о проверках, проведение которых запланировано контрольными (надзорными) органами в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – Управление) и его территориальных отделах.

Проведенный в конце 2012 года мониторинг планов проведения проверок органов государственного контроля (надзора) на 2013 год, размещенных в сети Интернет, позволил выявить случаи включения в них проверок Отделений по городам и районам Управления, которые на тот момент уже не являлись юридическими лицами, были реорганизованы в форме присоединения к Управлению в качестве его территориальных отделов, и все обязанности и права которых (как имущественные, так и неимущественные) приняло на себя Управление.

В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ контрольный (надзорный) орган уведомляет юридическое лицо о начале проведения плановой проверки посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа непосредственно юридическому лицу не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения. Однако, в адрес территориальных отделов Управления, не являющихся юридическими лицами, в 2013 году продолжали поступать уведомления от контрольных (надзорных) органов о проведении проверок. В связи с этим Управлением были даны рекомендации о порядке действий территориальных отделов в случае получения от контрольных (надзорных) органов уведомлений о проведении проверок.

Хочется обратить внимание на взаимозависимую обязанность работодателя и должностного лица контрольного (надзорного) органа, что согласно ч. 8 и 9 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ юридические лица обязаны вести Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее – Журнал) по типовой форме, где должностные лица контрольного (надзорного) органа, осуществившие проверку, по ее окончании обязаны произвести в нем запись о проведенной проверке, содержащей сведения о наименовании органа контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, фамилии, имени, отчестве и должности должностного лица, проводившего проверку, его подписи.

В соответствии с приказом Управления ведение такого Журнала закреплено за специалистами Отдела внутреннего контроля и аудита, что является рациональным решением, так как способствует своевременному представлению в Федеральное казначейство копий материалов проверок, проведенных контрольными (надзорными) органами в Управлении, да и информация, содержащаяся в этом Журнале, может послужить дополнительным подспорьем при отстаивании своих прав.

Однако возникает вопрос - как должен заполняться Журнал в случаях проведения проверок контрольными (надзорными) органами в территориальных отделах Управления, которые не являются юридическими лицами и расположены на соответствующей территории.

В этой связи Управлением принято решение выезда квалифицированного специалиста Управления (в зависимости от проверяемого направления деятельности Управления) в территориальный отдел Управления, в котором проходит проверка контрольного (надзорного) органа. Уполномоченный специалист Управления, прибывший в территориальный отдел, должен ознакомиться с материалами проверки на предмет достоверности изложенных в них фактов и предоставить должностному лицу для заполнения Журнал.

В дальнейшем контрольный (надзорный) орган высылает материалы проверки на подписание в адрес руководителя Управления.

Размещение планов контрольных (надзорных) органов в сети Интернет позволяет Управлению эффективно использовать полученную информацию в целях предупреждения фактов нарушений в установленной сфере деятельности, принимать меры, направленные на повышение эффективности своей деятельности.

Результаты проверок, проведенных контрольными (надзорными) органами, учитываются в деятельности Управления для своевременного реагирования на негативные процессы, а также подталкивают к организации более совершенной системы внутреннего контроля и внутреннего аудита как в целом в Управлении, так и в его отдельных структурных подразделениях.