Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Начиная с октября 1997 года в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – Управление) начался процесс открытия лицевых счетов бюджетополучателям, операционное обслуживание которых выполняла группа специалистов Главной бухгалтерии. Задачами этой группы являлось: формирование и ведение юридических дел получателей средств федерального бюджета, открытие лицевых счетов в программном комплексе «Смета_F», операционное обслуживание клиентов, взаимодействие с ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю (далее – банк) при осуществлении операций на счетах Управления, открытых в банке.
Расчетные документы, на основании которых осуществлялись операции на счетах Управления в банке, а также выписки со счетов Управления стороны передавали друг другу нарочно на бумажном носителе. Процесс обработки расчетных документов был трудоемкий, высок был риск ошибок при проведении платежей. Поэтому огромным достижением тех лет стало внедрение электронного документооборота между Управлением и банком в 2000 году. Подготовительная работа по установлению электронного обмена с банком началась в 1998 году. Главный казначей отдела информационных систем Е.Н.Золотарева разработала первое программное обеспечение, которое применялось для предварительной обработки документов, полученных из банка, и для преобразования подготовленных к отправке расчетных документов в банковский формат. В соответствии с требованиями банка было выделено и оборудовано специальное помещение, в котором установили автоматизированное рабочее место. Отделом обеспечения безопасности информации были оформлены сертификаты ключей электронно–цифровой подписи для специалистов Главной бухгалтерии, которые готовились осуществлять обмен электронными документами с банком, осваивали новую программу, проводили тестовый обмен. В августе 2000 года электронный документооборот с банком стал реальностью. Первыми специалистами, осуществлявшими обмен электронными документами с банком, стали старшие казначеи Главной бухгалтерии Е.В. Романенко и В.В. Мармыль. В следующие годы система электронных расчетов банка претерпела значительные изменения. Существенно изменились и условия работы на абонентском пункте Управления. Прежде всего, главный специалист-эксперт Отдела информационных систем А.К. Куденюк разработал более прогрессивную, обладающую удобным сервисом программу – портал между АРМ КБР и программным обеспечением, в котором было осуществлено ведение операций на лицевых счетах. Первоначально программа была написана для работы с DBF - файлами в формате СУБД FOXPRO для MS DOS. В 2006 году велась подготовка к переходу на новый формат обмена: унифицированные форматы электронных банковских сообщений для безналичных расчетов (УФЭБС). Полностью обновилось программное обеспечение, велось тестирование с банком, был перезаключен договор об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России. Таким образом, в этой работе принимали участие специалисты Операционного отдела, Отдела информационных систем, Отдела обеспечения безопасности информации и даже Юридического отдела. Совершенствование электронного взаимодействия с банком происходит регулярно: меняются требования к электронным посылкам, расширяется количественный и качественный состав электронных информационных сообщений, участвующих в обмене, совершенствуется банковская централизованная система обработки документов. Все это требует постоянного внимания, доработки и сопровождения программного обеспечения. Алексей Константинович Куденюк продолжает бессменно выполнять эту задачу, и трудно переоценить его роль в этом процессе. В 2008 году была начата ответственная работа по включению органов Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в состав ассоциированных участников системы валовых расчетов в режиме реального времени (система БЭСП). Внедрение системы БЭСП получило статус стратегической задачи развития Федерального казначейства и находилось под постоянным контролем. Как таковая, система БЭСП предназначена для проведения срочных платежей и обеспечения непрерывных расчетов в режиме реального времени, при этом время проведения операции в системе БЭСП составляет около двух минут. Для внедрения системы БЭСП приказом Управления от 31.07.2008 № 153 была создана комиссия под руководством заместителя руководителя Управления Г.М. Морозовой, составлен график проведения мероприятий по подготовке Управления к включению в состав ассоциированных участников. За каждым мероприятием, предусмотренным в графике, был закреплен ответственный сотрудник и осуществлялся жесткий контроль над своевременностью выполнения предусмотренных графиком поручений. В результате напряженной и слаженной работы специалистов, Управление было включено в состав ассоциированных участников системы БЭСП с 13 января 2009 года. В настоящее время срочные платежи применяются для перечисления неиспользованных доходов на Единый казначейский счет, кроме того, расчеты в системе БЭСП используются Федеральным казначейством для подкрепления счетов Управления при возникновении непредвиденных обстоятельств. В будущем область применения системы срочных платежей будет более широко использована Федеральным казначейством и его территориальными органами. За время, прошедшее с образования Управления, существенно изменился и объем операций, проводимых на счетах Управления, да и количество счетов за последнее десятилетие возросло с 3 до 2160. Этому предшествовала масштабная работа по переводу учреждений краевого и муниципального уровня на кассовое обслуживание с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства края, внедрению механизмов Единого казначейского счета, завершению процесса открытия отдельного счета каждому муниципальному образованию и последующая централизация этих счетов. Таким образом, ежедневно на счетах Управления, открытых в банке, осуществляется около 50 тысяч платежных операций. Наряду с техническим усовершенствованием системы платежей, в последние годы пристальное внимание уделяется вопросу безопасности обработки информации при проведении платежей со счетов территориальных органов Федерального казначейства. Так, в 2011 – 2012 годах Управлением проводились мероприятия, обеспечивающие надежность при передаче платежных документов в банк. Прежде всего, осуществлено разделение потоков отправляемых в банк и принимаемых из банка электронных сообщений. Разработана Инструкция поведения гражданских служащих на абонентском пункте органов Федерального казначейства края. Логическим завершением мероприятий по обеспечению безопасности платежей явилось разделение ключей и сертификатов кодов аутентификации и шифрования при подписании электронных платежных сообщений для отправки в банк, что позволило исключить несанкционированное вторжение в посылки, подготовленные для банка.Развитие платежной системы банка продолжается. В перспективе, Федеральному казначейству в системе БЭСП будет предоставлен сервис по осуществлению мониторинга и управления расчетными операциями Федерального казначейства и его территориальных органов - участников системы БЭСП.
Таким образом, вместе с развитием финансовой системы государства, совершенствованием системы расчетов, Управление, как один из важнейших участников этих расчетов, оптимизирует свою работу в новых, постоянно меняющихся условиях. Только добросовестный и слаженный труд всего коллектива позволит добиться совершенства.3.jpg JPG48.3 КБ