В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Алтайскому краю
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История казначейской службы в истории Российского государства.

Как свидетельствует сборник «История Российского Министерства финансов» в России долгое время не было централизованного управления финансовыми потоками и средствами государства. Петру I в наследство досталась система управления государством посредством особых учреждений – приказов. В приказах принцип управления состоял в зависимости от единоличного мнения боярина, возглавлявшего приказ. Финансовое обеспечение отрасли, подведомственной приказу шло путем сбора различных податей по линии этого приказа. Учреждения же, собиравшего финансы государства в одно место и распределявшего их, не было.

Такая система себя не оправдала и Петр I перешел от воеводского и приказного принципа управления страной к созданию вместо приказов коллегий, а вместо воевод к назначению губернаторов. Однако и на этом этапе не наступило полной централизации финансов, т.к. из 12 созданных коллегий три руководили финансами – это Камерколлегия. Штатс-коллегия и Ревизион-коллегия. Коллегии состояли под надзором Сената.

…. Затем, после смерти Петра I, на некоторое время возродилось воеводское управление. Воеводы подчинялись губернаторам и отвечали за всю жизнь в провинции, в том числе и за сбор налогов.

Непосредственно сбором налогов занимались специальные должностные лица - надзиратели сборов или камериры, которые наряду с воеводой подчинялись Камер-коллегии.

Позднее камериром учреждается должность рентмейстера или казначея в ведении Штатс-конторы. Последний принимал поступавшие сборы, хранил в особой земской казне и выдавал по ассигновкам.

Казначейство или «рентарея» состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату (нынешнее Главное казначейство), откуда производились расходы по центральному управлению.

Камерир был «знатнейшим камерным чиновником в провинции»; он наблюдал за всеми сборами, за продовольствием войск, за государственными имуществами и отдачей на откуп казенных статей и за хозяйством общественных учреждений. Это предшественник казенной палаты и, вместе с рентмейстером, первый по времени местный орган финансового управления. На нем же лежали и контрольные обязанности: рассмотрение денежных отчетов местных властей, которые он представлял в Камер-коллегию и Штатс-контору, откуда эти отчеты поступали в сенатскую Ревизион-контору (бывшую Ревизион-коллегию). Камерир был один для целой провинции.

При Екатерине II управление государством, в том числе и финансами, совершенствовалось. Многие финансовые функции передавались на места в губернии, а в Санкт-Петербурге Камер – и Ревизион-коллегии были созданы в Казенную палату.

Казенной палате были поручены дела финансовые и контрольные в самом широком смысле. На местах в уездах в ведении Казенной палаты состояли уездные казначейства. В конце царствования Екатерине II, а затем Павла I все управление финансами государства сосредоточилось в руках Генерал-прокурора, который и являлся Главным казначеем.

С различными небольшими изменениями казначейская система просуществовала до 20-х годов нашего века, затем была ликвидирована.

Томская губернская казенная палата

15(2) февраля 1821 года резолюцией императора Александра I

«Быть по сему» было утверждено учреждение Департамента Государственного Казначейства Министерства Финансов.

В соответствии с Законом «О преобразовании Сибирских Губерний по новому учреждению» от 22 июня 1822 года на базе казенной экспедиции Томского Губернского правительства была создана Томская губернская казенная палата. (Архив приложение № 2).

Барнаульское и Бийское уездные Казначейства Томской губернской Казенной палаты осуществляли свою деятельность с 1795 г. по 1919 годы (даты создания и ликвидации установлены ориентировочно по документам фонда). Архив, приложение № 5, 1,2,3 абзац.).

В функции уездных казначейств входили прием, хранение, наблюдение за порядком денежных сборов в идее подоходного налога с населения; выдача денежных сумм; выдача по распоряжениям местных властей, паспортов и подорожных; продажа всех видов гербовой бумаги, аршинов, выдача торговых и промысловых свидетельств. (Архив, приложение № 6).

Первые записи были сделаны по Барнаульскому уездному Казначейству 13.11.1898 года, а по Бийскому Казначейству с 1795г.